Главная - Методическая копилка - Библиотека
Библиотека
Туризм
Спортивный туризм
Походный туризм
Альпинизм
Спортивное ориентирование
Путеводители
Туристская игротека
Психология туризма
Педагогика
Исследовательская деятельность
Музееведение
Краеведение
|
Туризм
|
 |
Туризм и краеведение.
Программы для системы дополнительного образования детей.
М.:ФЦДЮДТиК, 2014. - 228 с.
Программы подготовлены Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения при участии ГБОУ «Московская городская станция юных туристов» и Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А.А. Остапца-Свешникова.
Содержит программы «Юные туристы-водники», «Активисты школьного музея», «Юные инструкторы туризма».
|
 |
Константинов Ю.С.
Из истории детского туризма в России (1918 – 2008гг.)
М.: ФЦДЮТиК, 2008. – 312 с., илл.
В книге рассмотрены этапы становления и развития детского туризма в России, его взаимодействие со спортивно-оздоровительным туризмом. Освещены различные направления туристско-краеведческой деятельности учащихся, приведены исторические документы по вопросам развития детского туризма.
Сборник адресован работникам системы дополнительного образования детей, учителям, преподавателям вузов, работникам системы туризма и спорта, общественному туристскому активу.
|
|
Константинов Ю.С., Митрахович С.С.
Туристско-краеведческая деятельность в школе.
Учебно-методическое пособие.
М.: ИСВ РАО, 2011 – 352с., илл.
В пособии даны основные сведения о педагогических свойствах, об организационно- педагогических условиях развития туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях, об организации и проведении туристских походов. Издание адресовано работникам системы образования: директорам и преподавателям общеобразовательных школ, работникам учреждений дополнительного образования детей, родителям, студентам, общественному туристскому активу, широкому кругу туристов.
|
 |
Константинов Ю.С.
Детско – юношеский туризм.
Учебно-методическое пособие – М. ФЦДЮТ и К,
2006 – 600 с., илл.
Пособие адресовано работникам системы дополнительно образования детей, учителям, родителям, студентам, общественному туристскому активу, широкому кругу туристов. Даны основные данные о педагогических особенностях детско-юношеского туризма, об организационно-педагогических условиях развития туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях.
|
|
Поспелов Е.М.
Туристу о географических названиях.
М.: Профиздат, 1988 – 192 с.
Книга в популярной форме рассказывает об основах топонимики – науки, изучающей происхождение и смысловое значение названий географических объектов. Этим знания помогут туристам не только сознательно воспринимать названия посещаемых мест, но и самим участвовать в сборе топонимического материала. Для любителей путешествий, экскурсионных работников, краеведов, широкого круга читателей.
|
|
Словарь юного туриста.
М., ЦДЮТ, 2003. - 76с., илл.
Словарь адресован воспитанникам туристско-краеведческих кружков и всем учащимся, увлекающимся туризмом и краеведением. Рекомендуется также педагогам дополнительного образования, учителям, студентам, родителям.
|
|
Багаутдинова Ф.Г.
Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе.
М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002. – 160с., илл.
В книге дана примерная программа и методические рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности в начальной школе и детском саду. Широко представлен опыт педагогов, занимающихся ТКР с детьми, приведены сценарии утренников, прогулок, слетов и т.п.
Для учителей начальной школы, педагогов системы дополнительного образования, воспитателей детских садов, родителей.
|
|
Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. Автор-составитель Ю.С. Константинов. – М.: ЦДЮТур, 1998. 176 с, илл.
Сборник «Детский туризм в России», подготовленный к изданию сотрудниками Центра детско-юношеского туризма Минобразования России, является первым опытом обобщения истории развития государственной системы детско-юношеского туризма и краеведения за 80 лет. (1918-1998 гг.). Приведены архивные материалы, воспоминания ветеранов туристско-краеведческого движения, статьи специалистов. Использован большой фактический материал.
Предназначен для работников системы дополнительного образования, студентов, изучающих историю отечественного туризма и краеведения, для широкого круга читателей, интересующихся историей России.
|
|
Старовойтенко О.А. Теория туризма. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. – 800 с. – (Серия «Культура и туризм»).
В книге разработана целостная теория туризма, включающая систему классификации видов туризма, специализированную теорию системных исследований, методологию многоуровневого управления туризмом с позиции единства принципов организации сферы туризма в глобальном аспекте. Книга предназначена для специалистов, занятых проблемами разработки механизмов управления развитием туризма, научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов соответствующих специальностей. зма и краеведения, для широкого круга читателей, интересующихся историей России.
|
|
Орловская областная станция юных туристов вчера, сегодня, завтра… - Орёл, ООО ПФ «Каптуш», 2012. – 188 с.
Книга об областной станции туризма и экскурсий написана в канун 60-летия образовательного учреждения. В издании представлены фотолетопись о плодотворной краеведческой, экскурсионной и туристской деятельности педагогов и воспитанников.
|
|
Спортивный туризм
|
|
Минхаиров Ф.Ф.
Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру.
2-е изд. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 148 с.
Данное издание содержит информацию по организации походов, временные правила соревнований по туристскому многоборью, Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма, программу секции спортивного туризма.
|
 |
Спортивный туризм в системе образования
под ред. Губаненкова С.М.
СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – 196 с.
Занятия спортивным туризмом, организуемые для школьников и сту¬дентов, дают в руки учащимся способ проверки их воззрений на жизнь, вспышку которой представляют собой путешествия. Любой поход, совер¬шенный с образовательной целью, нуждается в осмыслении. Об организа¬ции походов учащихся, о способах подведения итогов походов, об органи¬зации туристских соревнований и о системе туристских образовательных учреждений в нашей стране рассказано в сборнике.
Для педагогов-туристов и для тех, кто намеревается стать таковыми.
|
 |
Константинов Ю.С.
Подготовка судей по спортивному туризму: Учебно-методическое пособие
М.:ФЦДЮТиК, 2008. – 292с.,илл.
Пособие адресовано работникам системы дополнительно образования детей, учителям, работникам системы туризма и спорта, общественному туристскому активу. Содержит учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации судей по спортивному туризму; государственную программу детского объединения системы дополнительного образования детей «Юные судьи туристских соревнований»; правила соревнований по спортивному туризму; рекомендации, касающиеся организации и проведения занятий по подготовке судейских кадров по туризму.
|
|
Походный туризм
|
 |
Сборник конспектов к учебной программе «Юный турист»:
учебно – методическое пособие,
Брянск: ЦДиЮТиЭ, 2010. – 238 с. -
Победитель Федерального конкурса учебно-методических пособий!
Пособие адресовано работникам системы дополнительного
образования детей, учителям, работникам системы туризма,
общественному туристскому активу. Содержит учебную
программу детского объединения системы дополнительного
образования детей "Юный турист", учебные планы к данной
программе, а так же развернутые конспекты занятий.
**можно приобрести (стоимость 163 руб.)
|
 |
Воронов Ю.Б.
100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке.
М.: Мир, 1993 – 244 с., илл.
Автор совершил около 200 путешествий на байдарках в различных регионах страны; лучшие из этих маршрутов отобра¬ны им и представлены в книге. Приводятся сжатые, не достато¬чно полные описания каждого маршрута и все необходимые данные для самостоятельного планирования путешествия (длина маршрута с разбиением по участкам; лучшее время для путеше¬ствия; условия подъезда и выезда; возможности рыбалки, сбо¬ра грибов и ягод; достопримечательности; обобщенная автор¬ская оценка маршрута по 10-бальной шкале). Многие маршруты в литературе описываются впервые. Описания сопровождаются подробными картами-схемами.
Для широкого круга любителей природы и водного туризма.
|
 |
Ткачев Г.С.
Организация и проведение туристских походов с учащимися.
Брянск, 2004. – 40 с.
Настоящие методические рекомендации рассчитаны на начинающих руководителей походов и педагогов, и, автор надеется, помогут руководителям групп правильно организовать и провести походы с учащимися, наполнить их воспитывающим содержанием, грамотно оформить всю планирующую, маршрутную и отчетную документацию.
Автор анализирует не только многочисленные литературные источники, но и обобщает свой практический опыт участия во многих походах с учащимися и педагогами учреждений допол¬нительного образования в качестве инструктора-проводника и руководителя туристских групп. Он проводит анализ подготовки и проведения походов с учащимися педагогами дополнительного обра¬зования при выполнении обязанностей заместителя председателя маршрутно-квалификационной комиссии. В рекомендациях осознанно рассмотрены только основные вопросы организации и про¬ведения походов, представляющие большие сложности для педагогов при подготовке и проведении походов. Остальные технические вопросы можно найти в рекомендуемой литературе.
|
 |
Энциклопедия туриста
под ред Прохорова А.М., Панова В.Г., Гусева А.А..
М.: научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993 . – 609 с.
Книга содержит около 3000 статей, посвященных основным видам туризма, туристским учреждениям и организациям, туристскому снаряжению и организации самодеятельных туристских походов, вопросам экскурсионного дела, краеведения, охраны природы, безопасности в походах, истории туризма, многочисленным историко-культурным и природным объектам туризма на территории бывшего СССР. Справочную ценность издания повышают приложения, включающие практические советы туристам, подробный указатель, с помощью которого читатель сможет найти упоминаемые в тексте историко-культурные и природные объекты, которым не посвящены отдельные статьи. В энциклопедии помещены свыше 800 цветных фотографий, около 400 цветных рисунков и схем, а также свыше 120 специально подготовленных для нее карт.
|

|
Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков
под ред. Губаненкова С.М..
СПб.: Изд.дом «Петрополис»,
2007.-278 с. |

|
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е.
Спортивно-оздоровительный туризм
Учебник. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 464 с.: илл. |

|
Некляев С.Э.
Поведение учащихся в экстремальных условиях природы.
М.: Владос, 2003. – 240 с., илл.
В пособии рассматриваются проблемы выживания в экстремальных условиях природы: как себя вести, оказавшись участником аварийной посадки самолета или отстав от туристской группы; как развести костер, построить убежище, найти пропитание, воду, оказать первую медицинскую помощь, находясь в тундре, в тайге, в горах. Пособие может быть использовано для занятий в детско-юношеских туристских и военно-спортивных клубах, а также преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Практические рекомендации прошли апробацию в клубе «Школа выживания» при московской общеобразовательной школе № 324.
|
 |
Гуревич И., Вишневский А., Рассукованный А.
Велосипед и путешествия.
Спб: изд-во «Компьютербург», 2004, -256 с., илл.
ИЗДАНИЕ 2-ое, дополненное и переработанное. Первое издание кни¬ги, вышедшее в 2004 году, на конкурсе «Грани Экстрима», проводившемся Комитетом по физической культуре и спорту Государственной Думы и Олим¬пийским Комитетом России, получило титул «Лучшая книга» в номинации «Методическая и учебная литература».
|
 |
Школа Выживания
под ред. Галкиной И.В., Зубаревой Л.В.
в 2 частях – М., 1994. – 160с., илл.
Основу этой книги составляют инструкции для войск специального назначения многих стран мира, результаты исследований, проведенных автором во время экспедиций в различных точках земного шара. В ней даются рекомендации по обеспечению жизне¬деятельности человека, излагаются указания по пре¬одолению препятствий, приводятся способы ориен¬тирования на «дикой» местности, содержатся на¬ставления по следопытству, освещаются проблемы выживания людей, оказавшихся в экстремальных условиях автономного существования.
|

|
Ильичев А.А.
Зимняя аварийная ситуация.
М.: «Дорога», 1991 – 96 с.
Первый выпуск серии «Школа выживания», посвященный проблемам экстремального туризма. Автор, известный путешественник, организатор Ассоциации любителей экстремальных путешествий, знакомит с основными принципами строительства и оборудования снежных убежищ, правилами поведения в чрезвычайной ситуации.
|
|
Д.Е. Винчевский, О.В. Созинов, А.В. Рыжая. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 184 с.: ил.
Мониторинг элементов дикой природы для школьников: подготовка, методики, оформление и представление результатов: материалы по проведению наблюдений за дикой природой для внеклассной работы учащихся общеобразоват. учреждений
|
|
Альпинизм
|

|
Аркин Я.Г., Захаров П.П.
Люди в горах. Беседы об альпинизме.
М.: Физкультура и спорт, 1986. – 272 с., илл.
Авторы книги, много лет работающие в альпинизме, размышляют о его особенностях, его оздоровительном и восстановительном значении, тактике восхождений и тактической подготовке. Затронуты проблемы управления альпинистской группой. Рассказывается о безопасности в горах. Раскрыты основы взаимной страховки, оценки ее надежности. Книга предназначена для широкого круга альпинистов и горных туристов.
|
.jpg)
|
Захаров П.П.
Инструктору альпинизма.
2-е изд., перераб. и доп.
М.: Физкультура и спорт, 1988. – 269 с., илл.
В книге рассказано, как подготовить и провести занятие и практическое восхождение, уделено внимание обучения тактике, приемам страховки и самостраховки. Для инструкторов-методистов по альпинизму, тренеров секции, работников альплагерей.
|
.jpg)
|
Свешников Ф.М.
Золотой ледоруб: Пять путешествий за облака.
М.: Просвещение, 1993. – 158с., илл.
Книга в увлекательной форме рассказывает об альпинизме: о поисках и приключениях в горах альпинистов-следопытов, о восхождениях знаменитых спортсменов на самые высокие пики мира, об экологии гор.
|
 |
Хилл П., Джонстон С.
Навыки альпинизма: курс тренировок.
М.: «Изд-во Фаир»,
2008.- 2-е изд., испр. – 192 с.: илл.
Эта книга – и справочник, и великолепное практическое руководство как для альпинистов-любителей, так и для профессионалов. Ее авторы – известные британские инструкторы с большим опытом летних и зимних восхождений. В книге содержится богатый материал по теории и практике современного альпинизма, сведены воедино вопросы всех квалификационных уровней. Все методики, приемы и советы проверены личным опытом авторов.
|
|
Хилл П.
Альпинизм. Технические приемы.
М.: «Изд-во Фаир», 2008.-272 с. – илл.
В справочнике в алфавитном порядке представлены статьи, которые знакомят с навыками, необходимыми для всех дисциплин альпинизма, а также со всевозможными приемами – от самых простых до самых сложных, таких, как скалолазание на небольших высотах, зимние восхождения, подъем в технике перильной веревки в высокогорных экспедициях и др.
Благодаря простой структуре и большому количеству иллюстраций справочник будет полезен как для новичков, так и для опытных альпинистов, а описанные в нем методы и приемы в горах или на скалах любого региона планеты.
|
 |
Байковский Ю.В.
Классификация и особенности формирования горных неолимпийских видов спорта.
М.: Вертикаль, Анита – пресс, 2005. – 256с., илл.
Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов иной и заочной форм обучения институтов физической культуры, спорта и туризма, слуша¬телей институтов повышения квалификации, тренеров-преподавателей, горных гидов-проводников, инструкторов-методистов и спортсменов, специализирующихся в горных неолимпийских видах спорта (альпинизме, скалолазании, ледолазании, ски-альпинизме, горном туризме, велотуризме, водном туризме, каякинге, спелеологии, каньонинге, бэйсклайм-бинге, фрирайде), а также для специалистов силовых структур, работающих в горных условиях, и подразделений горноспасателей МЧС.
|
|
Спортивное ориентирование
|
.jpg)
|
Константинов Ю.С., Глаголева О.Л.
Уроки ориентирования: Учебно-методическое пособие.
М: ФЦДЮТиК, 2005. – 328с., илл.
Учебное пособие адресовано педагогам дополнительного образования, школьным учителям, тренерам, родителям, желающим вовлечь детей в занятия спортивным ориентированием. Даны основные сведения о данном виде спорта, об организационно-педагогических условиях подготовки юных ориентировщиков и принципах организации учебно-тренировочного процесса.
|
 |
Туризм и спортивное ориентирование.
Учеб. для институтов и техникумов физ. культ.
Сост. Ганопольский В.И.
М.: Физкультура и спорт, 1987. – 240 с., илл.
Учебник написан в соответствии с программой курса «Туризм и методика преподавания» для институтов физической культуры и «Туризм и спортивное ориентирование» для техникумов физической культуры. В учебнике освещаются теоретические аспекты развития туризма как важного социального явления и специфического средства физического совершенствования, излагаются организационные и методические основы внедрения туристских мероприятий в практику физкультурного движения, объясняется механизм формирования средствами туризма жизненно важных для человека умений и навыков с одновременным решением многих других задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных, спортивных.
|
|
Путеводители
|
 |
Киселев Д.
Крым. Путеводитель.
Москва, «Эксмо-Пресс», 2016.-352 с.
Новейший путеводительс актуальными ценами по полуострову Крым. Содержит описание разнообразных маршрутов для самых разных вкусов: Крым литературный, кинематографический, военный, исторический. Здесь же можно узнать о том, как провести в Крыму время совершенно бесплатно
|
 |
Кротов А.
Ближнее зарубежье.
Путеводитель для самостоятельных путешественников.
Москва, «Гео-МТ», 2007.-208 с.
Охватывает все страны, фактически возникшие на территории бывшего СССР – Абхазия, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Нагорный Карабах, Приднестровье, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Южная Осетия. Кроме этого, в книгу помещен список и адреса 600 православных монастырей, и Вольный календарь – перечень всех туристских, неформальных, песенных и других фестивалей и слетов на всем пост-советском пространстве.
|
 |
Путеводитель Республика Крым
(Севастополь, Ялта, Алушта, Бахчисарай, Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия).
М.: ИД «Симон – Пресс», 2000. – 237 с. – илл.
Данное издание призвано служить удобным и надежным источником практических сведений и фактической информации по природе, истории, культуре, археологии, достопримечательностям Республики Крым, поданной в популярной, увлекательной форме. В Путеводителе вы найдете: расписание транспорта, гостиницы, пансионаты, дома отдыха, экскурсии и иные развлечения.
|

|
Достопримечательности Крыма.
Пещерный город «Чуфут – Кале».
буклет |
|
Туристская игротека
|
 |
Ульева Е.
100 увлекательных игр в дороге, в путешествии, на прогулке
Книга содержит методику проведения индивидуальных и массовых игр с детьми в помещении и на природе.
Адресовано педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
|
 |
Куприянов Б.В.
Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей
учеб. – метод. пособие
М. – «Владос», 2004. – 215 с.
Пособие содержит практический материал по проведению и организации творческих игр, тренингов, конкурсов, состязаний.
Адресовано педагогам-организаторам, педагогам дополнительного обра¬зования, руководителям детских объединений, клубов, директорам оздоро¬вительных центров и детских лагерей.
|
 |
Грецов А., Бедарева Т.
Психологические игры для старшеклассников и студентов.
СПб.: Питер, 2008. – 190 с.: илл.
Вы хотите не только интересно провести время, Нои получить необходимые для вашей жизни психологические знания?
Тогда эта книга для вас! В ней описывается множество интересных и полезных психологических игр. Такие игры позволяют лучше узнать самих себя и окружающих, научится эффективно общаться, развить уверенность в себе, активизировать свои творческие способности. Стиль изложения материала прост в понимании и не требует специальной подготовки. Играйте и узнавайте друг друга.
|
 |
Щуркова Н.Е.
Классное руководство: игровые методики.
М.: Педагогическое общество России, 2006. – 224 с.
Эта книга рассказывает о том, как достичь серьезных результатов в воспитании через игру. Работа классного руководителя сложна и многогранна, но игровая методика делает ее увлекательной и интересной как для учителя, так и для ученика.
Игровые методики, представленные в книге (100 игровых форм), широко практикуются сегодня в школе, но, востребованные профессиональным интересом классного руководителя, подверглись глубокому осмыслению и методической доработке.
Адресована школьным педагогам, работающим с группой учащихся класса (классным руководителям, наставникам, кураторам), преподавателям, студентам педвузов, педучилищ, а также воспитателям детских садов и детских домов.
|
 |
Мастерская вожатого.
Руководство для начинающих и опытных
под ред. Е.А.Левановой.
М.: Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
Данная книга посвящена проблемам взаимодействия педагога с детьми и направлена на совершенствование организации детских и подростковых коллективов. В ней вы найдете рекомендации и советы, методические и практические материалы, игры и упражнения, которые будут полезны не только начинающим, но и опытным вожатым, а также практикующим педагогам и психологам в профессиональной деятельности.
|

|
Казанский О.А.
Игры в самих себя.
2-ое изд.
М.: Роспедагентство,
1995. – 128 с., илл. |

|
Слоун П.
Занимательные задачки на нестандартное мышление.
АСТ: Астрель,
2007. – 92 с. –илл. |
|
Психология туризма
|
 |
Линчевский Э., Федотов Ю.
Типология и психология туризма
Спб: «Речь», 2008. – 272 с.
В учебном пособии в соответствии с программой специализации "Спортивно-оздоровительный туризм" рассмотрены вопросы типологии и психологии туризма применительно к подготовке и проведению спортивно-оздоровительных туристских походов.
|
 |
Линчевский Э.Э.
Психологический климат туристской группы.
2 – е изд. Спб: «Речь», 2008. – 160 с.
В книге рассматривается психологическая тактика управления группой, приво¬дятся рекомендации для руководителей по развитию и совершенствованию навыков общения. Практический раздел книги (существенно увеличенный во втором издании) содержит задачи и конкретные ситуации из туристской практики с анализом, а также описание учебной игры «Неожиданная ситуация».
Книга предназначена для организаторов спортивных путешествий, инструкто¬ров и руководителей групп, также она может быть интересна широкому кругу любителей походов.
|
|
Педагогика
|
 |
Духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал дополнительного образования детей.
Доклады и материалы Международного научно-педагогического форума, посвященного 70-летию Победы на фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.
Санкт-Петербург-Киров: ООО "Радуга-ПРЕСС", 2015. - 135 с.
В сборнике представлены доклады и статьи, отражающие результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы ученых, педагогов-исследователей по проблеме духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях.
|
 |
Миндель А.Я.
Воспитание и развитие личности подростка.
М.: РОДЮО «Образование.Спорт. Реабилитация», Готика, 2007. – 220с.
Настоящая работа представляет собой монографию и составлена на основе обобщения более чем тридцатилетнего личного педагогического опыта автора. Проанализированы современные организационно-педагогические условия с точки зрения родителя и педагога, выделены актуальные педагогические задача, предложены реальные пути их возможного решения в классическом варианте взаимодействия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, муниципальных и общественных организаций.
|
|
Исследовательская деятельность
|
 |
Озеров А.Г.
История и методика краеведения.
Учебно-методическое пособие.
М.: Юный краевед, 2015 - 167 с., илл.
Учебно-методическое пособие знакомит с историей краеведения как массовой интегративной науки, определяет содержание основных методик исследовательской работы обучающихся по краеведческому изучению своего края.Пособие должно помочь педагогу дополнительного образования, учителю, преподавателю ВУЗа, руководителю учебно-исследовательской экспедиции со знакомством с историей и общими вопросами методики краеведческих исследований.
Оно будет полезно обучающимся, студентам в качестве пособия по дисциплинам краеведение и регионоведение.
|
.jpg) |
Озеров А.Г.
Исследовательская деятельность учащихся в природе.
Учебно-методическое издание.
М.: ФЦДЮТиК, 2005 - 216 с., илл.
Настоящее методическое пособие составлено с целью представить систематизированный материал по организации как разовых, так и комплексных экологических исследований, проводимых учащимися в походах, экспедициях, полевых лагерях. Рассматриваются вопросы методики обследования природных объектов, указываются возможности использования полученных результатов заинтересованными организациями.
Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, студентам, учащимся старших классов и всем любителям экотуризма.
|
|
Экскурсионная деятельность
|
|
Абадонова М.Н., Агошкова Н.В., Горбунова Т.Ю., Журавлев М.В., Казьмин В.Д., Мизин И.А., Шпиленок Н.В. Национальный парк «Орловское полесье». Орел, 2004 г.
Информационно-справочное издание к 10-летию со дня образования.
|
|
Н.Н. Обнорская. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Драгоценности с берегов Ишни., 2014. – 96 с., ил.
|
|
Музееведение
|
.jpg)
|
Решетников Н.И.
Школьный музей и комплектование его собрания
Учебно-методическое издание.
М.: ФЦДЮТиК, 2005 - 104 с.
Учебное пособие предназначено для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, преподавателей и студентов педагогических высших учебных заведений, методистов туристско-краеведческой работы, педагогов дополнительного образования. Подготовлено на основе изучения музееведческой литературы и практики музейного дела.
|
.jpg) |
Туманов В.Е.
Школьный музей – хранитель народной памяти.
Методическое пособие.
М.: ФЦДЮТиК, 2006
В книге, на фоне истории школьного краеведения, обобщен опыт работы школьных музеев, даны методические рекомендации по организации и содержанию деятельности музеев. В книгу включены программа курса «Школьный музей», «Краткий словарь музейных терминов», некоторые официальные документы по организации и содержанию деятельности школьных музеев.
Книга адресована педагогам учреждений основного и дополнительного образования детей, учащейся молодежи.
|
|
Государственный литературный музей. Путеводитель. 2012 г.
|
|
Справочник - путеводитель. «Школьные музеи и музейные комнаты Брянска». – Б.: МБОУ СОШ №59 г. Брянска:2016.
Издание выполнено в рамках социального проекта «Школьные музеи», осуществленного учащимися МБОУ СОШ №59 г. Брянска в 2016 году. В данном справочнике представлена краткая информация о школьных музеях г. Брянска. Каждое описание содержит сжатую характеристику экспозиций музея и их фото. Материалы сборника адресованы широкому кругу читателей: жителям и гостям города Брянска, учащимся школ и их родителям, педагогам образовательных учреждений и всем интересующимся историей родного края.
|
|
Краеведение
|
|
МАРШРУТЫ ПАМЯТИ.
Сборник пешеходных экскурсий.
Брянск: ЦДиЮТиЭ, 2015. - 399 с.
В сборнике представлены работы учащихся и учителей 32 образовательных учреждений города Брянска и 7 образовательных учреждений Брянской области, участников открытого городского краеведческого марафона «Маршруты памяти», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Каждый маршрут содержит перечень экскурсионных объектов и их описание, фотографии, документы.
|
|
Брянская улица.
Сборник маршрутов пешеходных экскурсий по городу Брянску.
Брянск: ЦДиЮТиЭ, 2016. - 135 с.
В данном сборнике представлены работы учащихся и учителей 12 образовательных учреждений города Брянска, участников II городского краеведческого марафона «Маршруты памяти». Сборник создавался с целью обобщения и распространения опыта проведения пешеходных экскурсий по городу Брянску. Каждый маршрут содержит перечень экскурсионных объектов, их описание и фотографии. Материалы сборника адресованы широкому кругу читателей: жителям и гостям города Брянска, учащимся школ, студентам и их родителям, педагогам образовательных учреждений.
|
|
Вязьмитин О., Шатохин А.
Храмы Трубчевского уезда.
Брянск: Группа компаний "Десяточка", 2013. - 424 с.
Современное систематизированное исследование, описывающее историю каждого православного храма, находящегося на территории Трубчевского уезда в его границах XIX-XX вв.
|
|
Волченкова Н., Поснова Т.
Родник души
Брянск, 2012. - 106 с.
Книга по литературному краеведению для более глубокого знакомства с творчеством известного русского поэта XX века Н.И. Поснова. В ней кратко изложена биография, раскрыты основные темы лирических произведений.
|
|
Лазаревский А.Л.
Описание старой Малороссии. Полк Стародубский.
Белые Берега: группа компаний "Десяточка", 2008.- 560 с.
Переиздание труда А. Л. Лазаревского выпущено с учетом поправок и дополнений, внесенных самим автором после набора I издания (Киев, 1888). Книга является исторической энциклопедией казацкой Стародубщины. Содержит сведения о городах Брянской области: Стародуб, Погар, Мглин и прилегающих к ним территорий.
|
.jpg) |
Горбачев О.В., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В., Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф.
История Брянского края. ХХ век.
Клинцы, 2003. – 450с.
Книга представляет собой первую попытку дать систематизированные сведения обо всех основных аспектах истории Брянского края с начала до конца ХХ века. Многие материалы, собранные авторами из архивных фондов, редких и малоизвестных изданий, станут открытием для читателей и позволят глубже и объективнее представить себе героические и трагические страницы нашей истории.
Значительное внимание уделено судьбам людей, родившихся на Брянщине или связанных с ней своей жизнью и деятельностью.
Книга может быть полезной для преподавателей учебных заведений, работников музеев, библиотек и других учреждений, а также для широкого круга краеведов.
|
.jpg)
|
Соколов Я.Д.
Седая Брянская старина.
«Дебрянск», 2000. – 660с., илл.155
Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях…
|
.jpg)
|
Алексеев В.П.
Брянские люди XVII века.
Брянск, 2001 -288с.
Книга посвящена одному из самых малоизученных периодов истории Брянской земли. На основе скупых исторических данных сделана попытка написать биографии наших земляков или людей, жизнь и деятельность которых соприкасалась с брянским краем; причем не только представителей родовитых фамилий и духовенства, но и простых служилых людей и крестьян. Их жизнь дана на фоне исторических событий, как общероссийского, так и местного значения.
|
.jpg)
|
Персин А.И.
Словарь юного краеведа.
М., ФЦДЮТиК, 2008. - 128с.
Словарь содержит термины и понятия, отражающие различные стороны исторического прошлого нашего Отечества, преимущественно до 20 века. Затронуты сферы социальной, культурной жизни различных слоев общества.
|
.jpg)
|
Соколов Я.Д.
Брянск – город древний: Историко-краеведческие очерки.
Брянск: ЗАО «Издательство «Читай-город», 2006. – 640с., илл.
Данная книга – это историко-краеведческие очерки о более чем тысячелетнем городе, повествующие о его седой старине и сегодняшнем дне, о его людях, промышленности, культуре, образовании, спорте, медицине, топонимике, памятных местах, названии улиц, рек, озер… В книге не мало интересных страниц о жизни края, она рассчитана на самый широкий круг читателей и хорошо иллюстрирована.
|
.jpg)
|
Соколов Я.Д.
Партизаны Брянских лесов.
Историко-краеведческие очерки.
Брянск: ООО «Издательский дом «Город 32», 2010. – 160 с., илл.
Данное издание – это документальные очерки и зарисовки о партизанском движении и подполье на Брянщине в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, о совместных боевых действиях брянских, белорусских и украинских партизан, о памятных местах, посвященных народным мстителям. Книга хорошо иллюстрирована и рассчитана на самый широкий круг читателей.
|
.jpg) |
Реймерс Г.К., Камозин М.П.
«Внимание! В небе Камозин!». Д
|
|
|